Межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта в установленном порядке исполнены поручения, данные начальником Межрегионального территориального управления воздушного транспорта Центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Валерием Пастуховым 22 июля 2021 года в ходе личного приёма граждан в Приёмной Президента Российской Федерации в Москве:
по обращению Давыдова Дениса Викторовича с просьбой дать разъяснения по вопросу компенсации пассажиру денежных средств при задержке рейса авиационной компанией доложено, что в соответствии со статьей 102 Воздушного Кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) приказом Минтранса России от 28 июня 2007 года № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – ФАП-82), которые регламентируют порядок воздушной перевозки пассажиров. В соответствии со статьей 120 ВК РФ за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25 процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50 процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Согласно статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», базовая сумма, применяемая для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, составляет 100 рублей. В случае несогласия с действиями и решением перевозчика, пассажир вправе обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов на основании части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
по обращению Дятловой Елизаветы Александровны с просьбой дать разъяснения по вопросу правомерности деятельности авиационных компаний по уменьшению габаритов ручной клади, разрешенной к перевозке без дополнительной платы, доложено, что ФАП-82 регламентируют порядок воздушной перевозки пассажиров. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 106 ВК РФ и пункту 133 ФАП-82 пассажир воздушного судна имеет право провоза ручной клади в салоне воздушного судна в пределах установленной перевозчиком нормы без дополнительной платы. Норма бесплатного провоза ручной клади, установленная перевозчиком, не может быть менее 5 килограммов на одного пассажира. Ручная кладь, превышающая по весу и/или габаритам установленную перевозчиком норму бесплатного провоза ручной клади, сдается пассажиром в багаж в соответствии с условиями заключенного договора воздушной перевозки пассажира. На основании требований эксплуатационной документации воздушного судна по безопасному размещению ручной клади в пассажирской кабине (салоне) воздушного судна, действия авиакомпаний по определению размеров одного места ручной клади и вводимых ограничений по весу, габаритам, типу провозимого багажа и ручной клади в зависимости от типа воздушного судна и класса обслуживания, правомерны.
по обращению Ефремова Сергея Викторовича по вопросу перечня авиационных компаний, осуществляющих грузовые и пассажирские авиационные перевозки вахтового персонала, доложено, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 100 ВК РФ перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты, а пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер). Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утвержденными приказом Минтранса России от 15 августа 2015 года № 246 (далее – ФАП-246). Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта, утвержденный приказом Минтранса России от 19 ноября 2020 года № 494 (далее – ФАП-494), устанавливает требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта. Согласно пункту 5 ФАП-246, выполнение коммерческих воздушных перевозок юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не имеющим сертификата эксплуатанта, не допускается. Статьей 104 ВК РФ определено, что по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Статьей 115 ВК РФ регулируется оформление договора на выполнение авиационных работ. Виды договоров по оказанию услуг на воздушную перевозку пассажиров или представителей заказчика могут быть установлены действующим законодательством и регламентироваться Гражданским кодексом Российской Федерации. Перевозка пассажиров, в том числе представителей заказчика, осуществляется эксплуатантами, имеющими сертификат на право выполнения коммерческих воздушных перевозок либо сертификат для выполнения авиационных работ, полученными в установленном порядке.
по обращению Кузьмина Сергея Николаевича с просьбой провести проверку законности полетов воздушных судов над территорией района Теплый Стан
города Москвы и превышения шумового воздействия в связи с полетами воздушных судов доложено, что воздушные суда (далее – ВС) выполняют взлет, прибытие и заход на посадку по строго установленным схемам маневрирования в районе аэродрома, которые разрабатываются в соответствии с требованиями регламентирующих документов по построению схем визуальных полетов и схем полетов по приборам. На основании решения Правительственной комиссии по транспорту в целях повышения безопасности полетов, пропускной способности, обеспечения эффективного использования воздушного пространства с 3 декабря 2020 года внедрена новая структура воздушного пространства, в рамках которой были изменены стандартные маршруты вылета, прибытия и заходы на посадку аэродрома Москва (Внуково). Схемы стандартных маршрутов вылета, прибытия и заходов на посадку разрабатываются согласно документам ИКАО «Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полетов воздушных судов» (Doc. 8168), «Руководство по обеспечению качества при разработке схем полетов» (Doc. 9906). Действующие в настоящее время схемы маневрирования в районе аэродрома Москва (Внуково) опубликованы в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации (далее – АИП РФ) в установленном воздушным законодательством порядке. С 22 апреля 2021 года введены в действие разработанные схемы маневрирования, исключающие полеты воздушных судов над территориями районов Ясенево и Теплый стан Юго-Западного административного округа города Москвы. В целях уменьшения шумового воздействия на аэродроме Москва (Внуково) с 23:00–06:00 ежедневно введены ограничения для взлета и посадки ВС типов, не соответствующих по уровню шума требованиям Приложения 16 «Охрана окружающей среды» ИКАО, за исключением литерных рейсов, полетов с целью оказания срочной медицинской помощи и выполнения аварийно-спасательных работ. Вместе с тем, район Теплый Стан частично расположен в границах полос воздушных подходов аэропорта Внуково. В соответствии с положением пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», карта-схема границ полос воздушных подходов аэродрома Москва (Внуково) размещена на сайте Федерального агентства воздушного транспорта. В непосредственной близости от района Теплый Стан проходит траектория начального этапа захода на посадку на взлетно-посадочную полосу ВПП 24. В соответствии с Приложением к приказу Минтранса России от 24 июля 2020 года № 254 «Об установлении запретных зон» в данном районе разрешены полеты воздушных судов, выполняющих заход на посадку на взлетно-посадочную полосу 24 аэродрома Москва (Внуково). Полеты выполняются в строгом соответствии с требованиями статьи 72 ВК. Органы обслуживания воздушного движения (ОВД) ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляют постоянный контроль за порядком использования воздушного пространства, а также выдерживанием экипажами ВС высот, установленных стандартными схемами вылета и захода на посадку. Нарушений порядка использования воздушного пространства не выявлено.
по обращению Остапенко Николая Ивановича по вопросу прохождения обучения по подготовке пилотов-любителей доложено, что кандидат на прохождение обучения по программе подготовки частных пилотов должен соответствовать требованиям пунктов 3.1, 3.2 и 3.3 приказа Минтранса России от 12 сентября 2008 года № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации». Для выполнения требований данного приказа кандидат должен пройти обучение на выбранный тип самолета в сертифицированном Авиационном учебном центре (АУЦ). Перечень АУЦ, одобренных Росавиацией для обучения перечислены на сайте Федерального агентства воздушного транспорта favt.gov.ru в разделе «Летная эксплуатация». Для получения свидетельства частного пилота необходимо обратиться в Федеральное агентство воздушного транспорта, руководствуясь главами 2 и 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года № 670 «Об утверждении правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского ВС, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации (далее – ГА), функции по техническому обслуживанию ВС и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям Федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала ГА.
по обращению Черныша Владимира Ивановича с просьбой дать разъяснения по вопросу возможного выполнения авиационных работ пилотом, имеющим свидетельство коммерческого пилота доложено, что согласно требованиям пункта 2.5 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» утвержденных приказом Минтранса России от 19 ноября 2020 года № 494, эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения авиационных работ по договору гражданско-правового характера специалистов, включая лиц из числа специалистов авиационного персонала, имеющих свидетельства с квалификационными отметками, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ. Специалист авиационного персонала обладатель свидетельства коммерческого пилота может быть допущен к выполнению авиационных работ при наличии в свидетельстве квалификационной отметки, дающими право эксплуатации заявленных воздушных судов при выполнении конкретных видов авиационных работ.
Ответы заявителям даны.
На этом основании поручения признаны исполненными.